Церковь святой Троицы на Пятой горе
В своем романе «Пятая Гора» бразильский писатель Пабло Коэльо пишет: «В далеком прошлом существовала только Пятая Гора. Люди и боги жили вместе, гуляли по райским кущам, беседовали и смеялись».
Давайте пройдемся по Пятой Горе, что находится в Волосовском районе Ленинградской области, ибо место это действительно райское. Известно, что уже в конце 18 века здесь существовала деревня с одноименным названием, а люди населяли эти места с глубокой древности, о чем свидетельствуют языческие могильники мирно соседствующие с храмом.
Сын придворного аптекаря цесаревича Павла Петровича – дипломат, сенатор и литератор Федор Максимович Брискорн прикипел сердцем к этим местам. Купив имение, он строит несохранившийся ныне деревянный дом и разбивает парк. Его дивные аллеи, растущие и поныне, прекрасное место для прогулки, особенно осенью, когда нет высокой травы.
Изображенная на картине церковь была освящена 8 февраля 1831 года во имя Святой Троицы. Известно, что помещица Ольга Константиновна Брискорн возвела на свои средства три однотипных храма: Покровскую церковь в Прилепах, Крестовоздвиженский храм в Вышетарасовке под Екатеринославом и Троицкую церковь на Пятой горе. До наших дней дошли лишь руины последней. В документах помошником архитектора одной из церквей значится дворовой князя Васильчикова Дмитрий Бойков. Однако, имя автора проекта по сей день остается неизвестным.
Кем бы ни был неназванный автор (в числе возможных упоминают архитекторов Ивана Старова и Николая Львова) – ясно, что он создал шедевр палладианского стиля. Белый, античный храм выступая, как корабль на горе-волне, парит над лесными далями, а его колонны смотрятся продолжением листвинниц и ясеней. Ясность формы, отсутствие лишних украшений и гармоничная закругленность линий делают храм неотьемлемой частью ландшафта.
Церковь обрамляют двадцать четыре колонны ионического ордера, облицованные белым пудостским камнем. На высоких окнах решетки. Сохранившаяся «Опись церковного имущества» рассказывает, как на куполе храма парил «писанный на дереве» образ Саваофа, державший в руках подсвечники с вызолоченными херувимами.
В настоящее время храм стремительно разрушается. Фронтоны северного и южного фасадов, придававшие руинам еще недавно особую торжественность, рухнули, также как и апсида алтарной части. Пройдет совсем немного вреемни и та же участь постигнет колонны, пьедесталы которых выпали. В образовавшиеся пустоты туристы подставляют камни и кирпичи, чтобы продлить жизнь постройки хотя бы на миг.
Хочется думать, что, однажды, как в романе Пабло Коэльо на Пятой горе случится чудо. И храм - вместилище божественного духа и красоты, возродится.